Утро встретило меня следующей вестью: наш замечательный латвийский президент с многотысячной пенсией решил, что в этом году выступать с предновогодней речью он не будет. Дескать, подведение итогов и серьезные анализы - это неподходящая тема для праздника. Поэтому свою новогоднюю речь он скажет первого января в два часа дня.

С одной стороны, это нарушение традиции, которая вопреки мнению некоторых особо одаренных индивидуумов не является олицетворением советской власти. Трудно назвать страну, в которой не было бы традиции напутственной речи президента на Новый Год. Можно даже утверждать, что саму традицию ввел Абрахам Линкольн, когда 1 января 1863 года объявил о совем подписании Прокламации об освобождении рабов - без преувеличения, самый лучший президентский подарок в истории. Но это произошло до появления радио и телевидения: первой же трансляцией праздничной речи можно считать речь короля Великобритании Георга Пятого аж в 1932 году. Правда речь была предрождественской, но не суть.

И, казалось бы, в чем соль вопроса? За мою сознательную жизнь я просмотрела убойное количество обращений. Ни одного из них я не помню. Но помню, что с нетерпением ждала боя курантов, ерзала и думала: "Ну сколько можно тешить свое эго? Давай уже, рожай, в конце-то концов!"

И тем не менее, я ошарашена сегодняшней новостью. Да, я считаю, что многие президентские обращения затянуты. В них слишком много штампов и мало человечности, оригинальности и творчества. Но это же не значит, что их надо отменить как жанр. Наоборот, их надо совершенствовать и вот почему:

читать дальше